Новости
Третий этап расширения Восточного полигона выполнят за счет БАМа
Рабочая группа по определению параметров расширения Восточного полигона одобрила план мероприятий в рамках третьего этапа увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, говорится на сайте Правительства РФ. В сообщении подчеркивается, что согласованы совместные предложения от ОАО «РЖД» и грузоотправителей. Хотя источники в отрасли отмечают обратное: грузоотправители просили уделить особое внимание Транссибирской магистрали, в то время как принятый вариант третьего этапа работ главным образом предусматривает расширение БАМа.
Напомним: увеличение пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей (т.н. Восточного полигона) проводится в три этапа. Первый этап уже завершен, второй — завершается в этом году. Ожидается, что к концу года провозная мощность железных дорог в восточном направлении вырастет до 180 млн. тонн.
С 2025-го года «РЖД» должны приступить к третьему этапу модернизации, который, по первоначальным планам, к 2032-му году должен был обеспечить рост пропускной способности до 255 млн. тонн. Однако, как следует из сообщения на сайте Правительства РФ, утвержденные мероприятия позволят добиться больших показателей — не менее 270 млн. тонн.
В пресс-службе подчеркивают, что на заседании рабочей группы, которое прошло с участием представителей ОАО «РЖД» и грузоотправителей, были единогласно одобрены согласованные предложения от компании и бизнеса. Правда, источники издания «Коммерсантъ» говорят об обратном.
Утвержденный план мероприятий в рамках третьего этапа главным образом предусматривает работы на Байкало-Амурской магистрали. Так, в частности, одобрено строительство второго Северомуйского, второго Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур. В то время как грузоотправители просили основное внимание уделить расширению Транссибирской магистрали, на которую сейчас планируют выделить только 10% от всех вложений в третий этап.
Например, в ходе обсуждения грузоотправители предлагали отказаться от строительства вторых путей на участке «Тында-Ванино», ограничившись двухпутными вставками, а также от прокладки второго Кузнецовского тоннеля. Кроме того, представители бизнеса считают лишним строительство второго Северомуйского тоннеля и обхода Тайшета.
Вместо этого грузоотправители выступают за расширение Хабаровского транспортного узла, который обеспечивает выход на обе магистрали, в том числе за счет строительства обхода Хабаровского узла в рамках расширения Транссибирской магистрали. Одновременно они просили более чем в пять раз увеличить объем вложений в работы на участке «Комсомольск-Волочаевка», который, по сути, является смычкой между БАМом и Транссибом.
Правда, в ходе реализации этих предложений провозная мощность Восточного полигона с окончанием третьего этапа модернизации достигла бы более скромных показателей — 228 млн. тонн вместо 255 млн. тонн. В то время как мероприятия от «РЖД» должны гарантировать рост пропускной способности до 270 млн. тонн.
«Реализация предложенных мероприятий позволит удовлетворить потребности грузоотправителей в увеличении пропускной способности Восточного полигона с 255 млн. тонн до не менее 270 млн. тонн грузов, а также сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с функционированием портов Приморья и Хабаровского края и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу России», — подчеркивается на сайте Правительства РФ.
В пресс-службе уточнили, что теперь с учетом согласованных мероприятий рабочая группа совместно с «Главгосэкспертизой» должна определить конкретные параметры модернизации каждого из выбранных железнодорожных участков с расчетом окончательной стоимости и сроков проведения работ.
В целом, вложения в третий этап расширения Восточного полигона в ОАО «РЖД» оценивают в 2,68 трлн. рублей.