Новости
С Дальнего Востока контейнеры все чаще едут «в чем придется»
15 июля 2024 г. • 02:07
Источник:
LOGIRUS
Перевозки импортных контейнеров с Дальнего Востока все чаще выполняются в полувагонах. В июне отправка таким способом выросла в 4 раза год к году и в 2,5 раза к маю, доля таких перевозок на рынке оценивается в 29-50%. Эксперты связывают эту тенденцию с сокращением поступления на Дальний Восток фитинговых платформ, накоплением контейнеров в портах региона и тарифной поддержкой таких перевозок, пишет «Коммерсантъ».
Аналитики Информационного центра операторов (ИЦО) отмечают резкий рост отправки импортных контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока. В июне отправка таким способом достигло рекордных 497 штук в сутки против 124 годом ранее и 193 в предыдущий месяц. Общий контейнерный импорт с Дальнего Востока вырос на 23% к июню прошлого года и на 13% к маю, до 1,73 тыс. отправок контейнеров в сутки в среднем.
Доля полувагонов в перевозках контейнеров с импортом с Дальнего Востока увеличилась в июне до 29% против 13% в мае и 9% в июне прошлого года, подсчитали в ИЦО.
Контейнеры на Дальний Восток доставляют на фитинговых платформах с экспортными контейнерами. Подсыл порожних платформ ограничен. Перевозка в полувагонах – менее технологичный способ – с 2014 года на сети ОАО «РЖД» была запрещена, но летом-осенью 2022 года после наплыва импортных контейнеров и проблем с вывозом этот вариант снова стали применять.
Прибывающие на Дальний Восток полувагоны с углем или другим экспортным грузом, обратно уезжают с контейнерами, закрепленными специальными упорами. Затем полувагоны едут в центральные регионы, там сосредоточено основное потребление контейнерных грузов, часть следует до Западной Сибири и Урала, где контейнеры перегружаются на платформы, а полувагоны остаются в местах погрузки.
Собственники полувагонов предоставляют подвижной состав на постоянной основе, что позволяет максимально использовать пропускные способности инфраструктуры, и монополист наращивает объемы таких перевозок. 30 июня установлен исторический максимум по отправке контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока в количестве 15 контейнерных поездов.
Экспортные перевозки контейнеров на Дальний Восток, напротив, падают. На июнь пришлось 655 контейнероотправок в сутки, что сопоставимо с уровнем мая и на 15% меньше, чем в июне 2023 года. Это увеличило дисбаланс экспорта и импорта и усугубило нехватку фитинговых платформ, которые обеспечивают 97% в экспортных перевозках в контейнерах на Дальний Восток.
Глава «Транс Синергии» (входит в ЕСП) Станислав Станкевич объясняет ситуацию накопившимся объемом контейнеров в портах, снижением притока фитинговых платформ на Дальний Восток и ростом поступлений импортных контейнеров. Поступление фитинговых платформ на Дальний Восток в порты региона снижалось в течение всего 2023 года и первого полугодия 2024 года, а импорт продолжал расти.
- Разницу вывозили при помощи полувагонов. Если раньше полувагоны составляли 20-30% в суточной погрузке импортных контейнеров с Дальнего Востока, то сейчас эта цифра подходит к 50%, – указывает топ-менеджер.
В среднем ожидание контейнеров на погрузку по портам зимой занимало от двух до пяти дней, сейчас приходится ждать и 10-14 дней. В такой ситуации клиенты вынуждены ехать в полувагоне, не дождавшись фитинговых платформ.
- Наиболее часто к отправкам в полувагонах прибегают в Находке и Восточном – почти половина контейнеров из этих портов отправляется таким способом, – отмечает аналитик ЦЭП Газпромбанка Александр Коробко.
По данным Центра ценовых индексов, продолжает он, в июне операторы предлагают полувагон для перевозки контейнера по маршруту порты Дальнего Востока–Сибирь за ₽25-30 тыс. без учета железнодорожного тарифа, что почти в два раза меньше, чем стоимость перевозки на 40-футовой платформе по аналогичному маршруту.
Кроме того, сохраняется скидка со стороны РЖД в размере 20,7% на вывоз груженых контейнеров в полувагоне со станций Дальневосточной железной дороги при условии его перегрузки на другой тип подвижного состава.
Напомним, вариант увеличения отправок контейнеров с Дальнего Востока в полувагонах РЖД предложила еще в августе 2022 года.
Аналитики Информационного центра операторов (ИЦО) отмечают резкий рост отправки импортных контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока. В июне отправка таким способом достигло рекордных 497 штук в сутки против 124 годом ранее и 193 в предыдущий месяц. Общий контейнерный импорт с Дальнего Востока вырос на 23% к июню прошлого года и на 13% к маю, до 1,73 тыс. отправок контейнеров в сутки в среднем.
Доля полувагонов в перевозках контейнеров с импортом с Дальнего Востока увеличилась в июне до 29% против 13% в мае и 9% в июне прошлого года, подсчитали в ИЦО.
Контейнеры на Дальний Восток доставляют на фитинговых платформах с экспортными контейнерами. Подсыл порожних платформ ограничен. Перевозка в полувагонах – менее технологичный способ – с 2014 года на сети ОАО «РЖД» была запрещена, но летом-осенью 2022 года после наплыва импортных контейнеров и проблем с вывозом этот вариант снова стали применять.
Прибывающие на Дальний Восток полувагоны с углем или другим экспортным грузом, обратно уезжают с контейнерами, закрепленными специальными упорами. Затем полувагоны едут в центральные регионы, там сосредоточено основное потребление контейнерных грузов, часть следует до Западной Сибири и Урала, где контейнеры перегружаются на платформы, а полувагоны остаются в местах погрузки.
Собственники полувагонов предоставляют подвижной состав на постоянной основе, что позволяет максимально использовать пропускные способности инфраструктуры, и монополист наращивает объемы таких перевозок. 30 июня установлен исторический максимум по отправке контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока в количестве 15 контейнерных поездов.
Экспортные перевозки контейнеров на Дальний Восток, напротив, падают. На июнь пришлось 655 контейнероотправок в сутки, что сопоставимо с уровнем мая и на 15% меньше, чем в июне 2023 года. Это увеличило дисбаланс экспорта и импорта и усугубило нехватку фитинговых платформ, которые обеспечивают 97% в экспортных перевозках в контейнерах на Дальний Восток.
Глава «Транс Синергии» (входит в ЕСП) Станислав Станкевич объясняет ситуацию накопившимся объемом контейнеров в портах, снижением притока фитинговых платформ на Дальний Восток и ростом поступлений импортных контейнеров. Поступление фитинговых платформ на Дальний Восток в порты региона снижалось в течение всего 2023 года и первого полугодия 2024 года, а импорт продолжал расти.
- Разницу вывозили при помощи полувагонов. Если раньше полувагоны составляли 20-30% в суточной погрузке импортных контейнеров с Дальнего Востока, то сейчас эта цифра подходит к 50%, – указывает топ-менеджер.
В среднем ожидание контейнеров на погрузку по портам зимой занимало от двух до пяти дней, сейчас приходится ждать и 10-14 дней. В такой ситуации клиенты вынуждены ехать в полувагоне, не дождавшись фитинговых платформ.
- Наиболее часто к отправкам в полувагонах прибегают в Находке и Восточном – почти половина контейнеров из этих портов отправляется таким способом, – отмечает аналитик ЦЭП Газпромбанка Александр Коробко.
По данным Центра ценовых индексов, продолжает он, в июне операторы предлагают полувагон для перевозки контейнера по маршруту порты Дальнего Востока–Сибирь за ₽25-30 тыс. без учета железнодорожного тарифа, что почти в два раза меньше, чем стоимость перевозки на 40-футовой платформе по аналогичному маршруту.
Кроме того, сохраняется скидка со стороны РЖД в размере 20,7% на вывоз груженых контейнеров в полувагоне со станций Дальневосточной железной дороги при условии его перегрузки на другой тип подвижного состава.
Напомним, вариант увеличения отправок контейнеров с Дальнего Востока в полувагонах РЖД предложила еще в августе 2022 года.