Новости
Рыночные доли крупнейших жд операторов «истощаются»
05 июня 2024 г. • 12:06
Источник:
LOGIRUS
По итогам I квартала десять крупнейших железнодорожных операторов России сократили совокупную долю в перевозках до 58,1% (-3,4%) и в грузообороте до 59,3% (-5%), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на рейтинг Infoline Rail Russia Top. Сейчас компании в условиях замедления оборота вагонов сокращают расходы, иногда отказываются от арендного парка, а также оптимизируют затраты на ремонты, прокомментировал результаты рейтинга глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Лидерство уже не первый год сохраняет ПГК, которая сегодня принадлежит «Авроре Инвест», связанной с бывшим вице-президентом ОАО РЖД Салманом Бабаевым. Комментируя итоги рейтинга, гендиректор ПГК Руслан Бабаев сообщил, что компания нацелена на укрепление позиций, «в том числе наращивая присутствие в перспективном и динамично развивающемся сегменте контейнерных перевозок».
Федеральная грузовая компания (ФГК) с 2021 года занимает второе место, одновременно продолжая возглавлять рейтинг по количеству вагонов в собственности и управлении. В интервью «Гудку» в апреле гендиректор ФГК Андрей Дреничев говорил, что в 2023 году компания закупила 6,2 тыс. единиц подвижного состава, 2,6 тыс. специализированных контейнеров, увеличила долю вагонов в исправном состоянии до рекордных 98,5% и сформировала парк контрейлерных и скоростных платформ. На 2024 год, говорил топ-менеджер, ФГК планирует «масштабную программу» обновления и расширения парка вагонов и реализацию проектов, направленных на увеличение провозной способности на лимитирующих участках. Последнего, в частности, планируется добиться за счет внедрения восьмиосной нефтебензиновой цистерны и восьмиосного полувагона, который разрабатывают ФГК и УВЗ, рассказывал господин Дреничев.
Третье место впервые после долгого лидерства универсальных, угольных и нефтяных операторов занял «Деметра-Холдинг», специализирующийся на перевозке зерна – не самого массового груза на сети. В «Деметра-Холдинге» ранее 45% владел ВТБ. Летом 2023 года глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк вышел из этого бизнеса. Сейчас информация о собственниках «Деметра-Холдинга» в ЕГРЮЛ скрыта.
По мнению Михаила Бурмистрова, выход «Деметра-Холдинга» на третью позицию обусловлен агрессивной инвестиционной политикой компании и особенно высокими финансовыми результатами 2023 года на фоне роста доходности хопперов-зерновозов.
В «Деметра-Холдинге» «Ъ» рассказали, что за 2023 год парк компании вырос с 77,7 тыс. до 86,5 тыс. вагонов в основном за счет увеличения в сегментах полувагонов, хопперов-минераловозов и цементовозов.
Как считает господин Бурмистров, время для сделок M&A остается очень удачным. Крупные операторы в 2022-2023 годах, по его словам, создали хорошую финансовую подушку, позволяющую им покупать парк с завода в условиях высоких цен и не брать кредиты при высокой ключевой ставке. Одновременно, добавляет эксперт, компании второго эшелона сейчас имеют возможность выйти из бизнеса на хороших условиях, так как зачастую приобретали парк по низкой цене, а сейчас он стоит дорого. В пример сделок во втором эшелоне в Infoline приводят готовящуюся покупку FESCO оператора контейнеров и вагонов Logbox.
Напомним, «Первая грузовая компания» в феврале 2024 года передала в залог 66,8 тыс. вагонов общей стоимостью ₽92,1 млрд. По данным агентства Rollingstock Agency, по состоянию на начало марта парк грузовых вагонов в ПГК оценивался на уровне 93,5 тыс. вагонов, из которых 77% составляют полувагоны, использующиеся для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля. Вагоны переданы в залог для структурирования сделки по приобретению компании.
Лидерство уже не первый год сохраняет ПГК, которая сегодня принадлежит «Авроре Инвест», связанной с бывшим вице-президентом ОАО РЖД Салманом Бабаевым. Комментируя итоги рейтинга, гендиректор ПГК Руслан Бабаев сообщил, что компания нацелена на укрепление позиций, «в том числе наращивая присутствие в перспективном и динамично развивающемся сегменте контейнерных перевозок».
Федеральная грузовая компания (ФГК) с 2021 года занимает второе место, одновременно продолжая возглавлять рейтинг по количеству вагонов в собственности и управлении. В интервью «Гудку» в апреле гендиректор ФГК Андрей Дреничев говорил, что в 2023 году компания закупила 6,2 тыс. единиц подвижного состава, 2,6 тыс. специализированных контейнеров, увеличила долю вагонов в исправном состоянии до рекордных 98,5% и сформировала парк контрейлерных и скоростных платформ. На 2024 год, говорил топ-менеджер, ФГК планирует «масштабную программу» обновления и расширения парка вагонов и реализацию проектов, направленных на увеличение провозной способности на лимитирующих участках. Последнего, в частности, планируется добиться за счет внедрения восьмиосной нефтебензиновой цистерны и восьмиосного полувагона, который разрабатывают ФГК и УВЗ, рассказывал господин Дреничев.
Третье место впервые после долгого лидерства универсальных, угольных и нефтяных операторов занял «Деметра-Холдинг», специализирующийся на перевозке зерна – не самого массового груза на сети. В «Деметра-Холдинге» ранее 45% владел ВТБ. Летом 2023 года глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк вышел из этого бизнеса. Сейчас информация о собственниках «Деметра-Холдинга» в ЕГРЮЛ скрыта.
По мнению Михаила Бурмистрова, выход «Деметра-Холдинга» на третью позицию обусловлен агрессивной инвестиционной политикой компании и особенно высокими финансовыми результатами 2023 года на фоне роста доходности хопперов-зерновозов.
В «Деметра-Холдинге» «Ъ» рассказали, что за 2023 год парк компании вырос с 77,7 тыс. до 86,5 тыс. вагонов в основном за счет увеличения в сегментах полувагонов, хопперов-минераловозов и цементовозов.
Как считает господин Бурмистров, время для сделок M&A остается очень удачным. Крупные операторы в 2022-2023 годах, по его словам, создали хорошую финансовую подушку, позволяющую им покупать парк с завода в условиях высоких цен и не брать кредиты при высокой ключевой ставке. Одновременно, добавляет эксперт, компании второго эшелона сейчас имеют возможность выйти из бизнеса на хороших условиях, так как зачастую приобретали парк по низкой цене, а сейчас он стоит дорого. В пример сделок во втором эшелоне в Infoline приводят готовящуюся покупку FESCO оператора контейнеров и вагонов Logbox.
Напомним, «Первая грузовая компания» в феврале 2024 года передала в залог 66,8 тыс. вагонов общей стоимостью ₽92,1 млрд. По данным агентства Rollingstock Agency, по состоянию на начало марта парк грузовых вагонов в ПГК оценивался на уровне 93,5 тыс. вагонов, из которых 77% составляют полувагоны, использующиеся для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля. Вагоны переданы в залог для структурирования сделки по приобретению компании.