Новости Итернити | Логистическая компания Красноярск
Электронная почта: office@iterniti24.ru
Позвоните нам: +7 (391) 287-80-80
Проложить маршрут
Перезвоните мне

Новости

Россия нахваливает Казахстану транспортный коридор «Север-Юг»

24 июля 2023 г. • 05:07
Источник: TRANS.RU
Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» способен принести Казахстану весомые стратегические и экономические дивиденды

Об этом, как отмечает ТАСС, в статье для журнала The Eurasian написал посол РФ в Астане Алексей Бородавкин. Что примечательно, статья появилась после того, как президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая в рамках первого саммита лидеров государств Центральной Азии, назвал одним из приоритетных для страны Транскаспийский международный транспортный маршрут, который идет в обход России.

«В условиях глобальной трансформации мирохозяйственных связей дополнительную актуальность как для России, так и для Казахстана приобретает задача диверсификации экспортно-импортных направлений, включая освоение новых транспортных маршрутов», — указывает в своей статье Алексей Бородавкин, хотя, справедливости ради, диверсификация логистических маршрутов более актуальна для самой России, которой санкции принудительно ограничили использование прежних транспортных коридоров.

Казахстан же главным образом ищет свою выгоду, причем ориентируясь одновременно как на Россию, так и на Евросоюз.

Так, в частности, Евросоюз заинтересован в развитии логистических путей, которые позволят доставлять грузы в обход России. И основным таким путем считается Транскаспийский маршрут. Он обеспечивает выход на страны Европы через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию, и ключевая роль в его развитии отводится именно Казахстану.

По крайней мере, об этом говорит недавно проведенное исследование Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и действия самого Казахстана.

В конце июня премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов посетил Баку, а уже на следующий день — Тбилиси. В итоге этих визитов подписано трехстороннее соглашение между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией о создании совместного логистического оператора для Транскаспийского маршрута.

Выступая же в середине июля на саммите лидеров стран Центральной Азии и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в Джидде, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев еще раз подчеркнул значение этого коридора, отметив, что «со своей стороны Казахстан придает приоритетное внимание наращиванию потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута».

Правда, попутно он упомянул и транспортный коридор «Север-Юг», указав, что Казахстан принимает меры и для его развития.

При этом стоит отметить, что через Казахстан, по сути, проходят две ветки коридора «Север-Юг» — восточная (в обход Каспийского моря с восточной стороны, она в основном железнодорожная) и центральная (непосредственно через акваторию Каспийского моря), а это значит, что без достаточных усилий Казахстана развивать этот логистический маршрут будет сложно.


Грандиозный проект

«Важно объективно оценить потенциал МТК «Север-Юг», в том числе проходящего как через казахстанскую часть Каспия, так и по восточной сухопутной ветке, — продолжает в своей публикации посол РФ в Астане. — Как представляется, этот грандиозный проект заслуживает самого пристального внимания и способен принести Российской Федерации и Республике Казахстан весомые стратегические и экономические дивиденды».

Дипломат напоминает, что использование транспортного коридора «Север-Юг» позволяет организовать перевозки не окружным путем через Суэцкий канал, а напрямую — через Каспийский регион.

«Подчеркну, что в этом проекте предполагается участие не только России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, но и динамично развивающихся государств Южной Азии, в первую очередь Индии, а также стран Персидского залива. С точки зрения включения в проект «Север-Юг» упомянутых экономик ключевыми связующими звеньями являются иранские морские гавани Бендер-Аббас и Чабахар, а также автомобильная, железнодорожная и портово-судоходная инфраструктура каспийских государств», — подчеркивает Алексей Бородавкин.

При этом он поясняет, что обустройство данного маршрута во всех его форматах представляет очевидный экономический интерес для всех участников проекта. По мнению посла, коридор «Север-Юг» привлекателен не только с инвестиционной точки зрения, но и в плане будущего притока квалифицированных кадров, а также передовых технологий в цифровизацию и модернизацию логистической инфраструктуры на Каспии.

«Важно не упускать из вида и другие «бонусы», которые могут получить государства-участники проекта, в том числе Россия и Казахстан, в результате эффективной работы МТК «Север-Юг»: создание новых рабочих мест, пополнение доходов госбюджета и интенсивное развитие смежных с транспортно-логистическим комплексом отраслей экономики», — замечает дипломат.

Одновременно он указывает на существенное конкурентное преимущество грузоперевозок по казахстанской части МТК «Север-Юг», которое заключается в отсутствии таможенных препятствий благодаря членству России и Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

«В целях налаживания бесперебойного товарооборота по данному транспортному маршруту наши страны в рамках работы в ЕАЭС приложат максимум усилия для установления преференциальных торговых отношений со всеми государствами-участниками коридора «Север-Юг». По некоторым экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе пропускная способность МТК «Север-Юг» через Казахстан достигнет 6 млн. тонн в год», — подчеркивает Алексей Бородавкин.

Кроме того, отмечает он, в перспективе может произойти естественная стыковка транспортного коридора с Северным морским путем через разветвленную сеть казахстанских и российских железных дорог и реку Енисей.

«Уже в текущем году ожидается запуск пилотных поставок кузбасского угля в страны Азии по Северному морскому пути. Таким образом, вырисовывается мегапроект, связывающий весь азиатский континент — Южную и Центральную Азию, Средний Восток и Сибирь с выходом к Северному Ледовитому океану», — заключает посол РФ в Казахстане.


Грандиозный проект?

На самом деле соглашение о создании транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между Россией, Ираном и Индией еще в 2000-м году. Однако приоритетным его развитие в России увидели только после 24-го февраля 2022-го года, когда Евросоюз ввел санкции в отношении РФ, запретив поставку многих товаров и ограничив автомобильное и морское сообщение со странами Европы, в результате чего Россия была вынуждена переориентировать свои экспортно-импортные потоки и развивать новые логистические пути.

При этом действующая инфраструктура транспортного коридора «Север-Юг» не позволяет использовать его с возросшей нагрузкой. В частности, как отмечают представители рынка, не хватает причалов, терминалов и судов на Каспийском море, требуется реконструкция Волго-Каспийского судоходного канала, а также приграничных станций и пунктов пропуска, которые не могут в полной мере обслужить весь потенциальный грузовой поток.

К списку новостей