Новости
Продажи грузовых автомобилей демонстрируют резкий спад во всех сегментах


Как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей по итогам февраля упали абсолютно во всех сегментах: в сегменте крупнотоннажных грузовиков — сразу на 50%, среднетоннажных — на 26%, а в сегменте легкой коммерческой техники — на 25%. Такая динамика, в принципе, была вполне ожидаемой: после резкого насыщения в 2023-м году, когда поставки транспортных средств прочно переориентировались на китайское направление и отечественные предприятия смогли в условиях санкций наладить закупки необходимых комплектующих, рынок стабилизировался и занял выжидательную позицию. На последнее также повлияло то, что осенью прошлого года утилизационный сбор на ввозимые машины подняли сразу на 70%. Это влияние косвенно подтверждает и статистика по проданным крупнотоннажным грузовикам, где отечественный «КамАЗ» смог отодвинуть с первой строчки прежнего лидера — китайский бренд Sitrak.
Итак, по итогам февраля этого года, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, продажи крупнотоннажных грузовиков (от 16 тонн) снизились на 50%, продажи среднетоннажных грузовиков — на 26%, а легкой коммерческой техники (LCV) — на 25%.
Причем спад продаж наблюдается и по совокупным данным двух месяцев — января и февраля.
При этом лидерами в топ наиболее востребованных транспортных средств во всех трех сегментах являются отечественные бренды: среди крупнотоннажных грузовиков — «КамАЗ», среди среднетоннажных и LCV — «ГАЗ».
И если в последних двух случаях подобное лидерство наблюдалось и прежде, то в сегменте крупнотоннажных грузовиков «КамАЗ» занял место китайского бренда Sitrak, который по итогам прошлого года стал самым популярным в России.
В определенной мере такую смену лидеров можно объяснить существенным (на 70%) повышением утилизационного сбора на ввозимые транспортные средства, что произошло осенью прошлого года. Мало того, с начала этого года сбор увеличили еще на 10-20% и впоследствии его каждый год продолжат индексировать.
Стоит отметить, что это было сделано специально для того, чтобы отечественные производители могли конкурировать с китайскими компаниями, которые буквально за два года смогли укрепиться на российском рынке, где они до введения санкций в 2022-м году либо были мало представлены, либо, как, например, тот же Sitrak, не были представлены вообще.
Однако попутно повышение утилизационного сбора сократило ввоз транспортных средств из КНР и в целом снизило темпы продаж.
Впрочем, замедление продаж в сегменте грузовых автомобилей эксперты прогнозировали и до этого.
После некоторого периода растерянности в 2022-м году, когда с российского рынка ушли основные европейские бренды и бизнес старался доставать их машины по сложным параллельным схемам или неуверенно тестировал китайские модели, в 2023-м году поставки китайских транспортных средств наладились, их производство адаптировали под российские реалии (климатические и дорожные условия) и перевозчики начали активно закупать технику, удовлетворив к концу года свой спрос на расширение и обновление автопарка.
В результате, уже в 2024-м году продажи грузовиков не были такими активными, а затем, как и стоило предполагать, уверенно пошли вниз...