Новости
Не через Россию: Европа ищет обходные пути для китайского транзита
Как отмечает издание «Коммерсантъ», в качестве одного из основных обходных маршрутов рассматривается Транскаспийский транспортный коридор, который позволяет выйти из Китая на страны Европы без использования российской территории. Это, в частности, позволит также расширить санкции в отношении России, которые в том числе заключаются в запрете транзита определенных товаров через РФ.
Напомним: Транскаспийский транспортный маршрут, который также называют «Центральной транскаспийской сетью» или «Средним коридором», проходит через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и таким образом выходит в Европу, обходя территорию России.
В условиях нынешних отношений Евросоюза с РФ этот коридор выглядит довольно перспективным, поскольку, во-первых, позволяет странам ЕС наладить торгово-логистические связи с Китаем, которые не будут зависеть от каких-то барьеров со стороны России, а во-вторых, обеспечить транзит грузов в страны Закавказья и Азии в обход России.
Последнее, в частности, дает Евросоюзу возможность усилить санкции в отношении РФ и перекрыть имеющиеся в них «лазейки». А именно: расширить перечень товаров, запрещенных к транзиту через Россию, так как, считается, что часть товаров, которые в рамках санкций нельзя ввозить в Россию, «оседают» там во время транзита.
Готовящийся сейчас одиннадцатый пакет санкций ЕС, кстати, среди прочего направлен как раз таки на ограничение транзита через РФ. А предыдущий пакет санкций уже запретил транзит через РФ товаров двойного назначения.Перспективную роль Транскаспийского транспортного маршрута в своем недавнем исследовании подтвердил и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). О своей готовности сотрудничать в этом проекте с ЕС заявил и Казахстан, который сейчас становится ареной борьбы за влияние между Россией и Евросоюзом.
Правда, по предварительным оценкам, для интеграции Транскаспийского коридора с Трансъевропейской сетью требуются инвестиции в размере около 18,5 млн. евро. Они будут направлены на реконструкцию железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска, увеличение мощности портов, развитие логистической инфраструктуры и т.п.
Кроме того, понадобится слаженная работа всех государств, входящих в маршрут, для того, чтобы унифицировать правила торговли и таможенного регулирования.
Впрочем, пока говорить об интеграции Транскаспийского коридора с Трансъевропейской сетью все же преждевременно. Многое будет зависеть от позиции Китая и в принципе от того, как в дальнейшем будут развиваться отношения между Евросоюзом и КНР.
В свою очередь, Россия «просовывает» для Китая другой транспортный коридор — Северный морской путь. С одной стороны, он действительно короче других маршрутов, однако с другой — сильно зависит от погодных условий и требует дополнительные финансовые расходы на обеспечение навигации (проход с ледоколами и пр.).