Новости
До 2030 года грузовые вагоны продолжат набивать себе цену
30 ноября 2023 г. • 09:11
Источник:
LOGIRUS
Ставки предоставления основных видов подвижного состава будут планомерно расти до 2030 года. Спрос в наиболее массовом сегменте парка – полувагонах (47% всего парка на октябрь) – характеризуется «как стабильно высокий, ограниченный развитием инфраструктуры на ключевых направлениях», прогнозируют аналитики Информационного центра операторов (ИЦО).
Эксперты ИЦО отмечают общую для всех родов подвижного состава проблему увеличения оборота (на 13% с 2021 года для полувагонов), что стимулирует закупку новых вагонов. При этом возможности их производства ограничены, а цены на подвижной состав растут.
Основным драйвером роста грузовой базы для полувагонов останутся уголь и строительные грузы, рост перевозок которых к 2030 году эксперты прогнозируют на уровне 7,2% и 9,6% соответственно по сравнению с 2023 годом.
Вторым драйвером будет списание. По оценкам ИЦО, выбытие полувагонов до 2025 года составит порядка 12 тыс. единиц, в то время как в 2026-2030 годах будет списано порядка 100 тыс. полувагонов, или 17% парка. В этой связи ожидается рост ставки аренды на уровне 19% и 14% в 2024 и 2025 годах и далее в среднем по 7% до 2030 года.
Проблема высоких цен на новые цистерны заметнее из-за более раннего наступления периода массовых списаний (минус 20% за 2024-2028 годы). Сейчас в сегменте имеется минимальный профицит парка в 7%, периодически снижающийся до 1%, тогда как комфортный профицит должен быть выше из-за сезонности спроса, ограничений по разрешенным номенклатурам нефтеналивных грузов, а также сложностей перехода с перевозок светлых нефтепродуктов на темные и наоборот.
Рост ставок ИЦО оценивает в 28% и 24% в 2024 и 2025 годах и в 8% в год до 2030 года. Еще лучшую среднегодовую динамику (9% в 2026-2030 годах) ИЦО прогнозирует для цементовозов, где ожидается сохранение дефицита парка при стабильном спросе. В ближайшей перспективе (2024–2025 годы) ставки должны прирастать на 22% в год.
Наиболее яркий сегмент, где ставки подстегиваются высоким спросом, – это зерновозы. Рекордный урожай прошлого года (крупнейший за пять лет) создал дефицит осенью прошлого года и взвинтил цены на зерновозы на 83% в декабре 2022 года по сравнению с августом того же года. Запасы прошлого года не успели вывезти до начала уборки нового урожая, который, хоть и будет меньше, займет, по прогнозам экспертов, вторую строчку за последние пять лет.
Дефицит зерновозов усугубляется ростом оборота на 12% к 2021 году и списанием в 2023 году 10% парка. Согласно прогнозам, дефицит зерновозов будет постепенно снижаться по мере строительства нового парка и стабилизации ситуации на сети. Хотя ставки, скакнувшие на 37% в 2023 году, продолжат расти с замедляющимися темпами в 24% и 9% в 2024-2025 годах, в дальнейшем прогнозируется снижение ставок примерно на 6% в год до 2030 года.
Напомним, за год ставки аренды на нефтебензиновые цистерны выросли на 32% - до 1800 рублей в сутки. Аренда полувагона подорожала на 24% - до 2080 рублей.
Эксперты ИЦО отмечают общую для всех родов подвижного состава проблему увеличения оборота (на 13% с 2021 года для полувагонов), что стимулирует закупку новых вагонов. При этом возможности их производства ограничены, а цены на подвижной состав растут.
Основным драйвером роста грузовой базы для полувагонов останутся уголь и строительные грузы, рост перевозок которых к 2030 году эксперты прогнозируют на уровне 7,2% и 9,6% соответственно по сравнению с 2023 годом.
Вторым драйвером будет списание. По оценкам ИЦО, выбытие полувагонов до 2025 года составит порядка 12 тыс. единиц, в то время как в 2026-2030 годах будет списано порядка 100 тыс. полувагонов, или 17% парка. В этой связи ожидается рост ставки аренды на уровне 19% и 14% в 2024 и 2025 годах и далее в среднем по 7% до 2030 года.
Проблема высоких цен на новые цистерны заметнее из-за более раннего наступления периода массовых списаний (минус 20% за 2024-2028 годы). Сейчас в сегменте имеется минимальный профицит парка в 7%, периодически снижающийся до 1%, тогда как комфортный профицит должен быть выше из-за сезонности спроса, ограничений по разрешенным номенклатурам нефтеналивных грузов, а также сложностей перехода с перевозок светлых нефтепродуктов на темные и наоборот.
Рост ставок ИЦО оценивает в 28% и 24% в 2024 и 2025 годах и в 8% в год до 2030 года. Еще лучшую среднегодовую динамику (9% в 2026-2030 годах) ИЦО прогнозирует для цементовозов, где ожидается сохранение дефицита парка при стабильном спросе. В ближайшей перспективе (2024–2025 годы) ставки должны прирастать на 22% в год.
Наиболее яркий сегмент, где ставки подстегиваются высоким спросом, – это зерновозы. Рекордный урожай прошлого года (крупнейший за пять лет) создал дефицит осенью прошлого года и взвинтил цены на зерновозы на 83% в декабре 2022 года по сравнению с августом того же года. Запасы прошлого года не успели вывезти до начала уборки нового урожая, который, хоть и будет меньше, займет, по прогнозам экспертов, вторую строчку за последние пять лет.
Дефицит зерновозов усугубляется ростом оборота на 12% к 2021 году и списанием в 2023 году 10% парка. Согласно прогнозам, дефицит зерновозов будет постепенно снижаться по мере строительства нового парка и стабилизации ситуации на сети. Хотя ставки, скакнувшие на 37% в 2023 году, продолжат расти с замедляющимися темпами в 24% и 9% в 2024-2025 годах, в дальнейшем прогнозируется снижение ставок примерно на 6% в год до 2030 года.
Напомним, за год ставки аренды на нефтебензиновые цистерны выросли на 32% - до 1800 рублей в сутки. Аренда полувагона подорожала на 24% - до 2080 рублей.